05.04.2007
Ольга БОЖЬЕВА
РОСТОта хуже воровства
Российская оборонная организация воюет за бюджетные деньги
“Что делается для осуществления имеющихся у нас планов по возрождению допризывной подготовки, имея в виду прежде всего РОСТО (ДОСААФ)? …Нам нужно заниматься допризывной подготовкой. Нужно организовать эту работу системно, потому что за год службы в Вооруженных силах при растущей сложности военной техники совершенно точно возникнут проблемы с ее освоением. И без предварительной подготовки, допризывной подготовки, мы с этой задачей в армии не справимся”.
Владимир ПУТИН на совещании с членами Правительства РФ
15 января 2007 года.
РОСТО, ДОСААФ, в прошлом — ОСОАВИАХИМ… Многим кажется, что эти названия давно ушли в историю вместе с красными косынками, ворошиловскими стрелками, значками “ГТО” — “Готов к труду и обороне” — и парашютными вышками в парках культуры и отдыха…
На самом деле это не так. РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация), или ДОСААФ (Добровольная организация содействия армии, авиации и флоту), жива и по сей день. Причем именно на эту организацию сегодня делается основная ставка в подготовке специалистов для армии. Их обучение через РОСТО финансирует Минобороны.“МК” решил выяснить, как тратятся эти деньги.
Для начала — о каких суммах идет речь.
В 2006 году на подготовку специалистов по военно-учетным специальностям Минобороны выделило 684 млн. 674 тысячи рублей. В 2007 году, в связи с сокращением сроков службы и “возрождением допризывной подготовки”, эта сумма составит свыше 800 млн. Все эти деньги поступят в РОСТО.
Ежегодно Минобороны объявляет тендер, по итогам которого подписывает контракт “на выполнение государственного оборонного заказа по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин…”
Тендер на 2006 год проходил 11 декабря 2005 года. Участников было двое: РОСТО (ДОСААФ) и РОО “ДОСВАМ” (“Добровольное общество содействия военным автомобилистам и механикам”, город Тольятти). Эта организация в свое время от ДОСААФ же и отпочковалась.
Победителем тендера на 2006 год стала РОО “ДОСВАМ”, так как РОСТО из-за небрежного оформления заявки с конкурса сняли. Но затем кто-то с кем-то поговорил, что-то дооформил, дописал, донес… И деньги в РОСТО пошли без всякого тендера. (По слухам, до 10% от выделяемых средств традиционно возвращается военным в виде “откатов”.)
Контракт на 2006 год заключили задним числом: Минобороны — заказчик, РОСТО — исполнитель… Причем заказчика даже не насторожил тот факт, что у РОСТО нет лицензии на обучение специалистов по военно-учетным специальностям. То есть по закону эта организация не имеет права заниматься деятельностью, оговоренной в контракте с Минобороны.
В доказательство этого факта процитирую письмо председателя Волгоградского областного совета РОСТО Бакуленко (от 30.01.2006 г. Исх. №02-Б/6) на имя председателя ЦС РОСТО Стародубца. В нем говорится: “Волгоградская организация РОСТО (ДОСААФ) в 2006 году запланировала подготовить более 1700 специалистов по 7 военно-учетным специальностям (ВУС). Из обращения директора Волжской автошколы в областную организацию по ВУС-838 (водители пневмоколесных кранов) и ВУС-859 (водители топливозаправочных средств), не имеющим лицензии (выдаются Минтранспортом и не могут быть выданы местными органами образования), следует, что использование средств Гособоронзаказа на образовательные цели (не подкрепленное лицензиями) может быть квалифицировано как незаконная предпринимательская деятельность. Прошу Вас оказать содействие по получению необходимых лицензий или предоставить имеющиеся в распоряжении Центрального совета РОСТО лицензии по ВУС”.
Письмо осталось без ответа, так как никаких лицензий по ВУС у Центрального совета просто нет. Специалисты по экономическим преступлениям утверждают, что руководителям, пойманным на подобных делах, обычно вменяется сразу две статьи УК: незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов. Вряд ли этого не знают юристы Минобороны, которые готовили государственный контракт, или глава РОСТО — генерал-лейтенант юстиции, кандидат юридических наук Анатолий Стародубец.
Однако в РОСТО сегодня идет подготовка по 32 военно-учетным специальностям, а деньги за услуги перечисляются на расчетный счет Центрального совета РОСТО в Москве.
Что с этими деньгами происходит дальше? Обратимся к документам, которые показывают, как деньги Минобороны доходят до непосредственных исполнителей Гособоронзаказа в регионах.
Статус-кво
Первый документ — циркулярная телеграмма Минобороны (от 18.07.2006 г.). Она направлена военным комиссарам краев и областей и уведомляет их о том, какие суммы выделяет военное ведомство каждому из субъектов Федерации на май месяц для подготовки призывников в школах РОСТО. В телеграмме сказано, что Адыгее дается 427 тыс. рублей, Дагестану — 2.357,40 тысячи, Калмыкии — 409,9 тыс., Ставропольскому краю — 1.152,3 тысячи и т.д.
Но, как выясняется, эти деньги до регионов полностью не доходят.
Возьмем для примера Волгоградскую область. На май 2006 года военный бюджет выделил ей 2.694,1 тысячи рублей. Смотрим платежку.
Второй документ — “Платежное поручение №405”, где указана сумма, перечисленная Центральным советом РОСТО Волгоградскому облсовету. Она составляет 629,950 тысячи рублей.
То есть Минобороны выделило 2.694,1 тысячи, а Волгоград получил лишь 629,950. Выходит, остальные два с лишним миллиона (и это только за месяц!) осели в Центральном совете РОСТО?
Именно так, утверждают наши эксперты из этой организации. И тратятся эти деньги на содержание многочисленного аппарата чиновников РОСТО, а вовсе не на подготовку призывников, как того требует их целевое назначение.
Кстати, о целевом назначении. Сотрудники Центрального совета РОСТО рассказывают, что недавно их председатель Анатолий Стародубец купил несколько новых автомобилей. Нет, конечно, не для себя. Исключительно для организации. Своим заместителям — новенькие “Тойоты”, начальникам управлений — “Форды-Фокусы”. Ему же самому, видимо, так надоело ездить на служебной “Ауди-6” и джипе “Тойота-Лендкрузер”, что он приобрел “Лексус-430”.
Говорят, машина обошлась РОСТО в 90 тысяч евро. Затем ее дооборудовали еще на несколько десятков тысяч. На задних сиденьях появились даже два телевизора. (Интересно, у министра обороны тоже такая машина или попроще?)
Рассказывают, среди недовольных таким положением вещей были смельчаки, которые предостерегали своего руководителя: дескать, жить надо по средствам. Но в ответ слышали, что председатель — практически министр. А значит, ему все это положено по статусу.
Дело житейское
Статус руководителей ДОСААФ когда-то и вправду был очень высоким, но это было давно — в советские времена. Тогда организация находилась на полном гособеспечении, хоть и считалась общественной, а руководил ею военный отдел ЦК КПСС.
Но в 90-х годах, когда не стало ни Союза, ни КПСС, статус ДОСААФ сильно снизился. Разгонять ее не стали, но чтобы организация не висела на шее бюджета, ей разрешили зарабатывать за счет нажитой в советские времена собственности: спортбаз, автошкол, тиров, аэродромов… К тому же во время массового сокращения армии военные передали ДОСААФ огромное количество техники: катеров, самолетов, вертолетов…
Используя все это хозяйство, организации РОСТО должны были прокормить и себя, и аппарат управления. И из заработанных средств отчислять 4% — областным советам и 4% — в Москву, Центральному совету.
Естественно, нахлебников кормить никто не хотел, а потому на местах реальные прибыли всячески утаивали, хотя собственность РОСТО сдавали, продавали, приватизировали… Деньги в карманы “ростовских” чиновников текли рекой. А на местах морских школ и аэродромов росли яхт-клубы и особняки с теннисными кортами.
В результате из 9 млн. кв. м, которыми РОСТО владела в начале 90-х, осталась половина. Но и эти метры с каждым годом сжимаются как шагреневая кожа. К примеру, в 2003 году у РОСТО имелось 14 тысяч зданий, а к началу 2007 года стало уже 7,5 тыс.
Исчезают они с такой скоростью потому, что из всех только 2250 зданий имеют свидетельства о государственной регистрации. Остальные “теряются” в отчетности. Утаил парочку помещений — и качай аренду себе в карман. А потом, когда они окончательно придут в негодность, их можно продать или списать. Особенно если место расположения приглянулось какому-нибудь инвестору-застройщику.
То же самое можно сделать и со школами, которые стоят на балансе РОСТО. Только для начала их надо обанкротить: перестать финансировать, повесить на них все долги, а затем продать тому, кто “компенсирует” убытки. Еще можно под эти здания взять кредит, а потом его не отдать. В общем, способов много.
Примерно так недавно ушла школа в Твери — здание в центре города, порядка
250 кв. м, с несколькими гектарами земли на берегу реки. По местным расценкам оно должно было стоить никак не меньше 7 млн. рублей, но РОСТО на основании “независимой экспертной оценки” продало его за 2 млн. В чьих карманах осели еще пять, никто, конечно, разбираться не стал — дело-то обычное, житейское.
VIP-проценты
Сегодня в РОСТО-ДОСААФ числится более 3000 организаций. Из них подготовкой специалистов для армии занимается только около пяти сотен школ. Все остальные зарабатывают деньги способами, не имеющими к армии никакого отношения. Какими? Это легко узнать, заглянув в Интернет.
Первое, на что вы там натолкнетесь, это многочисленные рекламные объявления, приглашающие на курсы вождения, всевозможные стрелковые “VIP-турниры” и корпоративные вечеринки. За ваши деньги — все что пожелаете: пострелять, покататься на катере, поводить самолет, попрыгать с парашютом… В общем, развлечения не для бедных. И уж, конечно, не для призывников.
Есть школы, не получающие ни копейки от Минобороны, но имеющие ежегодный доход по 100 млн. рублей. И это только по официальным данным (неофициальных денег в РОСТО крутится куда больше). Но чиновники РОСТО постоянно кричат о страшной бедности своей организации и плохом ее финансировании со стороны государства.
По идее, именно с заработанных средств Центральный совет должен брать свои 4%. Но кто ж их просто так отдаст? А надежного механизма получения этих процентов в РОСТО не существует.
И вот в Центральном совете придумали более простой выход — использовать на свое пропитание деньги Минобороны. Именно из них они забирают 4%, а облсоветам говорят: “На подготовку призывников Минобороны вам выделило 500 тысяч. Но мы вам перечислим только 100, так как остальные 400 — это те самые 4%, которые вы нам должны отдать со всего своего дохода”.
Если будут спорить — вообще ничего не получат. Да еще из Москвы проверка нагрянет, тогда больше потеряют.
И дальше уже никого не волнует: смогут школы заработать такие деньги, чтобы “окупить” уже взятые с них проценты, или нет, и сколько у них останется средств для подготовки призывников — дело десятое. Пусть крутятся, зарабатывают. В случае чего цифры ведь можно и подогнать. Что на местах, собственно, и делают. Не без пользы для себя, конечно.
К примеру, в одном из подмосковных городов мне рассказывали, как в список водителей для армии включают 17—18 летних мальчишек, которые окончили аналогичные курсы, но не в РОСТО, а в соседних автошколах, и за собственный счет. А что: права у них имеются, поди докажи, что оплатили их не из Гособоронзаказа. Опять же — экономия: те крохи, которые все же дошли из Москвы, можно положить себе в карман. Тем более, отчетности такой обман не портит.
Отчет — в зачет
С отчетностью в руководстве РОСТО и Минобороны действительно все в порядке. На прошлой неделе начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов на пресс-конференции по поводу начала весеннего призыва сказал, что благодаря РОСТО “войска получат необходимое количество специалистов”: в 2008 году — 115 тысяч, в 2009-м — около 140 тысяч. И готовить их будут уже не по 32, а по 40 военно-учетным специальностям (как раз по тем самым, на которые у РОСТО нет лицензии).
Правда, есть и другая отчетность. Вот выдержка все из того же письма председателя Волгоградского областного совета в ЦС РОСТО: “На обучение каждого специалиста наша организация получает финансирование в размере 20—30% от реальной стоимости. Недофинансирование из ЦС РОСТО (ДОСААФ) составило за 2003—2004 гг. — 17.282,8 тыс. рублей, за 2004—2005 гг. — 20.076,2 тыс. рублей. К концу 2006 года недофинансирование в общей сумме составит около 60 млн. рублей. При такой “хорошей” финансовой поддержке и увеличивающихся налогах за землю мы не сможем выполнить задачи, поставленные перед нами Президентом и Правительством РФ”.
…Вскоре денег на подготовку специалистов в РОСТО будет идти намного больше. Готовится Межведомственная федеральная целевая программа по поддержке образовательных функций РОСТО. На нее из бюджета планируется выделить 19 млрд. рублей. С такой суммы и 4%, и 10% брать будет куда приятнее — есть где развернуться.
СПРАВКА "МК"
В годы войны ОСОАВИАХИМ сформировал 226 частей народного ополчения, 15 000 активистов ушли в партизанские отряды, на собранные средства построил 19 эскадрилий, 20 танковых колонн, 2 торпедоносца, отправил теплых вещей для фронтовиков — на 45 млн. руб. В организации прошли военное обучение 9 млн. человек. Среди летчиков — Героев Советского Союза каждый третий — воспитанник ОСОАВИАХИМа, среди дважды Героев — их половина.